риичи

заинтересовался я тут по весне японским маджонгом, риичи. наткнулся на статью в блоге про настольные игры, почитал и понял, что интересно было бы попробовать. у меня на тот момент была на телефоне игра с похожей механикой - турецкий okey, затягивало только так. посмотрел акаги, аниме про ричии, ещё больше проникся и решил, раз уж еду в азию, найти и купить. не нашёл и не купил ) точнее, нашёл много разных, но все чем-то не устроили, да и багаж ближе к отъезду стал неподъёмным, утяжелять его ещё килограмма на 3 не стоило. вернулся и заказал чемоданчик маджонга на ебэе. учился играть с ботами, читал и перечитывал правила, ну и вроде как научился ) научился сам - научил других. играем теперь периодически.


полный чемодан маджонга



ну а теперь коротко про сам маджонг.
игра ровно на четырёх игроков. счёт ведётся на очки, которые с успехом можно заменить деньгами, так что в азии игра считается азартной. в азии потому, что почти в каждой стране своя разновидность маджонга. риичи самый сложный.
игра почти полностью состоит из иероглифов, непонятных японских слов-терминов и сложных правил ) но разобраться и научиться вполне реально.


кутерьма из тайлов


итак. в комплекте 136 тайла (кости).
три масти - символы, точки и бамбуки. в каждой масти имеются кости достоинством от одного до девяти.
четыре ветра - восток, юг, запад, север.
три дракона - красный, белый, зелёный.
каждая кость представлена в четырёх экземплярах.
масти это простые тайлы, ветра и драконы - благородные. простые, в свою очередь, делятся на средние (2-8) и терминальные (1,9).
перед игрой все тайлы перемешиваются и из них выстраивается стена - квадрат 17 на 17 высотой в две кости. стена разбирается по порядку и игра оканчивается либо когда кто-то выиграл, либо когда в стене не осталось тайлов.


стена


игроки набирают для начала по 13 тайлов, а дальше в свой ход берут одну кость со стены и сбрасывают одну с руки. победа игроком объявляется тогда, когда взятой 14-ой костью он завершил свою руку до выигрышной. этот игрок взимает с остальных очки в зависимости от стоимости собранной руки. если стена кончилась, а победу так никто и не объявил, это ничья, но при ней тоже перераспределяются очки между теми, кому не хватает одного тайла для победы и теми, кому до победы было ещё далеко.


рука в начале раздачи


теперь о том, что такое выигрышная рука. вопрос оченно сложный. видов выигрышных рук довольно много, стоимость у всех разная, но в общем виде (за редким исключением) выигрышная выглядит так: четыре сета и пара.
сет это:
1)последовательность из трёх тайлов одной масти по порядку (чи). например, 4-5-6 бамбуков или 1-2-3 точек.
2) три одинаковых тайла (пон). например, три восточных ветра или три пятёрки символов.
3) четыре одинаковых тайла (кан).


вверху пон единиц бамбуков, внизу чи 4-5-6 бамбуков


сеты могут быть закрытыми и открытыми, так же как и рука. закрытый сет - тот, что игрок собрал у себя в руке сам со стены. открытый - тот, который он объявил с только что сброшенным тайлом другого игрока. да, можно воровать тайлы с чужого сброса, хоть и по определённым правилам ) как только игрок объявил хотя бы один открытый сет, рука его тоже считается открытой. открытые руки проще собираются (больше шансов получить нужный тайл для сета), но меньше стоят. настолько меньше, что рука, имеющая вид выигрышной, не даёт игроку объявить победу, ибо не имеет в своём составе яку.


выигрышная рука


яку это самый сложный для объяснения момент, но грубо говоря, это особая игровая ситуация или особая комбинация тайлов в руке, придающая ей дополнительную (а часто и минимально необходимую для победы) стоимость.
ситуациями являются: объявление риичи при закрытой руке (игрок ставит 1000 на кон и больше не имеет права менять руку), выигрыш со стены при закрытой руке, выигрыш с последнего сброшенного тайла.
особых комбинаций тайлов много, но для примера: все сеты содержат терминальную или благородную кость, рука состоит из тайлов только одной масти, все сеты являются понами. часть яку работает только для закрытых рук, часть для обоих типов. полное перечисление яку занимает дохера мелким шрифтом и понять этот момент сходу довольно сложно - не удивляйтесь, если не поняли ) яку могут комбинироваться между собой, придавая дополнительную стоимость руке. иной раз после победы перечисляешь по 6-7 яку. например: риичи, ипппацу, цумо, иппейко, таняо, дора, ура-дора! :)
ну и ещё один момент. выиграть можно как взятием тайла из стены, так и из чужого сброса. в первом случае, выигрыш игроку выплатят трое оставшихся, а во втором - тот игрок, с чьего сброса была объявлена победа. так что иногда приходится жертвовать собственной гипотетической победой, лишь бы не сбросить нужный другому игроку тайл.
в общем, это было жалкое подобие объяснить суть игры почти без использования специальной терминологии ) однако, поверьте мне на слово, риичи очень крутая и интересная штука. приходите - научу.


красные драконы вам напоследок
Популярное